Как Пушкин придумал Царевну-Лебедь и почему у неё месяц под косой
Критик Белинский осуждал увлечение Александра Пушкина сказками – дескать, ничего нового здесь не придумаешь, да и зачем вообще переписывать народные предания на свой лад?
Однако, несмотря на это, Александр Сергеевич с упоением писал поэтические сказки, которые по сей день обожают и дети, и взрослые. Более того, он сумел создать нечто удивительно «своё». Одним из уникальных пушкинских персонажей стала Царевна-Лебедь.
Волшебница, красавица и девушка, способная исполнить любое желание своего спасителя – это ли не предел мечтаний многих мужчин? Именно таким в «Сказке о царе Салтане» предстаёт перед нами один из самых ярких персонажей.
Как считают многие исследователи, сама сказка стала заимствованием Пушкина из фольклора, однако Царевна-Лебедь – исключительно авторский образ. Но всё-таки, что же могло вдохновить классика на создание такой героини? Почему описание месяца под косой и звезды во лбу даны здесь не для «красного словца»? Кто она – таинственная и прекрасная Царевна-Лебедь?
Античный миф
«Сказка о царе Салтане» стала одним из самых ярких творений Александра Сергеевича Пушкина. Детально изучая её, фольклористы пришли к выводу, что основой для сюжета этой истории была выбрана другая русская сказка – «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре».
Впрочем, есть предположение, что подобная история встречалась ещё в античных мифах (не стоит забывать, что во времена Пушкина в Европе вспыхнул интерес ко всему древнегреческому и римскому).
Сказка Пушкина очень напоминает миф о Данае. После того как Зевс проник к ней в облике золотого дождя, у женщины родился сын Персей. Аргосский царь Акрисий, узнав о «грехопадении» Данаи, приказывает заточить женщину и малыша в большой сундук, а после бросить их в море. Персей за время путешествия стал настоящим богатырём, а после отмстил царю за обиды своей матери.
Царевна-волшебница
Нечто подобное происходит и с Гвидоном. Кстати, исследователи говорят, что сюжет об оклеветанной жене и сыне-защитнике не был такой уж редкостью для фольклора разных народов.
Но после того, как молодой Гвидон с матерью оказываются на чудесном острове, начинается уже пушкинская оригинальная история.
Именно здесь царевич убивает коршуна, который намеревается схватить лебедя. Птица оказывается говорящей и, судя по всему, волшебной. Более того, она заверяет Гвидона в своей дружбе и говорит, что всегда готова прийти на помощь.
Потом лебедь исполняет всё, о чём мечтает Гвидон. Царство молодого правителя обзаводится и чудо-белкой, и могучими дозорными-богатырями, а сам Гвидон в итоге женится на красавице – той самой Царевне-Лебедь, которая помогала ему получить желаемое.
Именно она играет в сказке ключевую роль помощницы и волшебницы, которая помогает Гвидону увидеть то, что происходит за много вёрст от острова и обзавестись тем, о чём ни один другой правитель не может и мечтать. Но что же вдохновило Пушкина на создание этого персонажа?
Вдохновение – среди звёзд
Несмотря на то, что практически все фольклористы заявляют, что Царевна-Лебедь – образ авторский. Есть предположения о том, что могло натолкнуть Александра Сергеевича на создание такого персонажа.
Тюменский пушкинист Аркадий Захаров утверждает, что ни в одной античной или славянской легенде нет даже упоминаний о персонаже, подобном Царевне-Лебедь.
Однако идея создать её у Пушкина могла появиться при изучении звёздных атласов. Известно, что Александр Сергеевич видел атлас польского астронома Яна Гевелия – книга эта была распространена и в Европе, и в России.
Интересно, что в этом атласе звёздного неба есть рисунок Созвездия Девы. На нём изображена прекрасная девушка с белыми крыльями. Более того, рядом с этим созвездием располагается Созвездие Орла. Выходит, что эпизод с боем коршуна и лебедя Пушкин мог представить, рассматривая атлас.
Кстати, если Александра Сергеевича действительно вдохновили на образ Царевны-Лебедь рисунки созвездий, неудивительно, что у этого персонажа «месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит».
Некоторые фольклористы отмечают, что это могло быть описание Созвездия Девы в утренние часы, когда на небосводе была видна Венера (она выглядела как яркая звезда), а месяц ещё виднелся на небе.
Впрочем, относительно месяца под косой Пушкина могли воодушевить иллюстрации к античным преданиям. В некоторых вариантах богиню Диану (Артемиду) показывали как молодую девушку с короной в виде полумесяца. Не исключено, что такой вариант тоже стал одним из элементов создания внешнего облика царевны.
Во многих русских народных сказках птица отождествляется с надеждой или вестями. Пернатые создания нередко приходят на помощь главным героям. Однако, как правило, речь идёт о маленьких говорящих птичках.
Благодаря Пушкину наша культура сказок обзавелась куда более удивительным персонажем – Царевной-Лебедь, образ которой и сегодня продолжает вдохновлять художников, писателей и даже режиссёров.
Комментарии
Отправить комментарий